ГРС о конкретике в сфере Госнадзора

Государственная регуляторная служба  считает проект постановления КМУ относительно проверок в сфере труда не соответствующим принципам регуляторной политики

27 января 2017 года в ГРС состоялось обсуждение проекта постановления КМУ "Некоторые вопросы реализации статьи 259 Кодекса законов о труде Украины и статьи 34 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине"" с представителями бизнес-среды и заинтересованными государственными органами.

Председатель ГРС Ксения Ляпина в своем выступлении отметила, что специалисты Государственной регуляторной службы Украины проанализировали документ и обнаружили недостатки, которые не позволяют согласовать документ в предложенной Гоструда редакции.

"Наша позиция такая, что все процедуры в сфере государственного надзора и контроля должны быть четко регламентированным, приведенными в соответствие с законодательством о надзоре и контроле, специальными законами в сфере труда, в соответствие с Конституцией Украины. Каждый служащий знает, что должен действовать в пределах и способом определенным в законах. Здесь не может быть никакого творчества. Это всегда очень регламентированный порядок. Премьер-министр неоднократно в своих выступлениях подчеркивал, что он за четкую регламентацию действий контролеров от имени государства и что это единственный способ бороться с коррупцией. Я это поддерживаю всеми силами, потому что наша общая задача – помочь Минсоцполитики выработать такие положения, которые отвечают принципам государственной регуляторной политики, только в таком случае проверки будут полезными для общества", - отметила Председатель ГРС.

Специалисты ГРС считают, что в документе не был определен единый Порядок государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде. Порядок государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде следовало бы доработать с учетом следующего: исключить нормы относительно "занятости населения", ведь требованиями ст. 259 КЗоТ уже предусматривается осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде; привести его в соответствие с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности", в частности ч. 5 ст. 2 Закона.

Следовало бы четко определить:

•круг органов исполнительной власти, уполномоченных законом на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в данной сфере правового регулирования;

•форму и способ осуществления мер государственного надзора (контроля);

•сроки проверки;

•основания для проведения как плановых, так и внеплановых мероприятий;

•процедуру их осуществления;

•требования к осуществлению государственного надзора (контроля);

•критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности.

Следовало бы утвердить годовые планы осуществления мероприятий государственного надзора (контроля), а также утвердить и обнародовать на официальном веб-сайте унифицированные формы актов с перечнем вопросов для осуществления плановых (внеплановых) мероприятий государственного надзора (контроля).

Кроме того, специалисты ГРС предлагали доработать Порядок с учетом требований Международных норм, в частности Конвенции 1947 г. "Об инспекции труда" № 81 и Конвенции 1969 г. "Об инспекции труда в сельском хозяйстве" № 129, в частности относительно доступа контролирующего органа лишь к определенному кругу предприятий, подлежащих контролю, и проверки исключительно соблюдения требований законодательства относительно условий труда.

Присутствующие высказывали мнение о том, что необходимо вообще отказаться от документа в такой редакции. По инициативе участников обсуждения даже состоялось голосование. Подавляющим большинством голосов общественность поддержала позицию, что ГРС не должна согласовывать проект постановления КМУ в предложенной Гоструда редакции.

"Наш анализ опубликованного Гоструда проекта постановления КМУ, которое касается процедуры проведения проверок за соблюдением законодательства о труде показал, что этот документ не соответствует принципам регуляторной политики. Здесь поднят вопрос не столько интересов работодателей, сколько еще и вопрос отсутствия гармоничной регламентации. Все это может дискредитировать все стороны, работодателям добавить проблем, инспекторов сделать церберами. Так не должно быть. Инспекторы по вопросам труда должны быть советчиками работодателей. Кроме того, все это дискредитирует местное самоуправление, заранее настраивая на вражду представителей местного самоуправления и локального бизнеса. Нужно наоборот урегулировать эти проблемы. Учитывая все это, ГРС подготовит решение об отказе, но нам необходимо урегулировать проблему. Мы будем предлагать Минсоцполитики или Минэкономразвития создать межведомственную рабочую группу для гармоничного нормативно-правового урегулирования данного вопроса. Также предлагаем привлечь профсоюзы, широкий круг общественных объединений, которые кроме критики, должны высказать и конструктивные предложения", - отметила Председатель ГРС Ксения Ляпина.

Также во время обсуждения специалисты ГРС отметили, что субъект хозяйствования может не допускать должностных лиц органа государственного надзора и контроля к осуществлению проверки за соблюдением законодательства о труде и занятости ДО УТВЕРЖДЕНИЯ соответствующих нормативных документов. Статья 10 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" защищает бизнес от чрезмерного вмешательства органов государственного надзора и контроля.  сайт ГРС

P.S.

Статья 10 Закона Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" в редакции Закона N 1726-VIII от  03.11.2016 г. 

Стаття 10. Права суб'єкта господарювання 

     Суб’єкт  господарювання під час здійснення державного нагляду (контролю) має право: 

-   бути    поінформованим   про   свої   права   та   обов’язки; 

-   вимагати   від   посадових  осіб  органу  державного  нагляду (контролю) додержання вимог законодавства; 

-   перевіряти  наявність  у  посадових  осіб  органу  державного нагляду   (контролю)   службового   посвідчення    

    та   посвідчення (направлення)  і  одержувати  копію  посвідчення  (направлення) на проведення планового 

     або позапланового заходу; 

-   не   допускати   посадових  осіб  органу  державного  нагляду (контролю) до здійснення державного нагляду (контролю), якщо: 

     державний   нагляд   (контроль)   здійснюється  з  порушенням передбачених  законом  вимог  щодо періодичності проведення таких заходів; 

     посадова особа органу державного нагляду (контролю) не надала копії  документів,  передбачених  цим  Законом,  або  якщо  надані документи не відповідають вимогам цього Закону; 

     суб’єкт господарювання не одержав повідомлення про здійснення планового   заходу   державного   нагляду  (контролю)  в  порядку, передбаченому цим Законом; 

     посадова особа органу державного нагляду (контролю) не внесла запис  про  здійснення  заходу  державного  нагляду  (контролю) до журналу  реєстрації  заходів  державного  нагляду  (контролю)  (за наявності такого журналу в суб’єкта господарювання); 

     тривалість планового заходу державного нагляду (контролю) або сумарна  тривалість таких заходів протягом року перевищує граничну тривалість, встановлену частиною п’ятою статті 5 цього Закону, або тривалість  позапланового  заходу  державного  нагляду  (контролю) перевищує  граничну  тривалість,  встановлену  частиною  четвертою статті 6 цього Закону; 

     орган   державного   нагляду  (контролю)  здійснює  повторний позаплановий  захід  державного  нагляду  (контролю)  за тим самим фактом   (фактами),   що  був  (були)  підставою  для  проведеного позапланового заходу державного нагляду (контролю); 

     органом  державного нагляду (контролю) не була затверджена та оприлюднена  на  власному  офіційному  веб-сайті уніфікована форма акта,  в  якій  передбачається  перелік питань залежно від ступеня ризику; 

       у  передбачених  законом  випадках  посадові  особи не надали копію   погодження   центрального   органу  виконавчої  влади,  що забезпечує  формування  державної  політики  з  питань  державного нагляду   (контролю)   у   сфері   господарської  діяльності,  або відповідного   державного   колегіального   органу  на  здійснення позапланового заходу державного нагляду (контролю); 

       бути  присутнім під час здійснення заходів державного нагляду (контролю), залучати під час здійснення таких заходів третіх осіб; 

       вимагати  нерозголошення  інформації, що становить комерційну таємницю або є конфіденційною інформацією суб’єкта господарювання; 

     одержувати  та  ознайомлюватися  з  актами державного нагляду (контролю); 

     надавати  органу  державного  нагляду  (контролю) в письмовій  формі свої пояснення, зауваження або заперечення до акта; 

     оскаржувати  в установленому законом порядку неправомірні дії органів державного нагляду (контролю) та їх посадових осіб; 

     отримувати  консультативну  допомогу  від  органу  державного нагляду   (контролю)   з  метою  запобігання  порушенням  під  час здійснення заходів державного нагляду (контролю); 

     вести журнал реєстрації заходів державного нагляду (контролю) та   вимагати   від  посадових  осіб  органів  державного  нагляду (контролю)  внесення до нього записів про здійснення таких заходів  до початку їх проведення; 

     вимагати  припинення  здійснення  заходу  державного  нагляду  (контролю) у разі: 

     перевищення   посадовою   особою  органу  державного  нагляду  (контролю) визначеного цим Законом максимального строку здійснення  такого заходу; 

     використання  посадовими  особами  органу  державного нагляду (контролю) неуніфікованих форм актів; 

     з’ясування    посадовими    особами    під   час   здійснення позапланового  заходу  державного нагляду (контролю) питань, інших ніж ті, необхідність перевірки яких стала підставою для здійснення такого заходу.

M.E.Doc опис системи

M.E.Doc

Работает как пчелка

Преимущества

Экономь время и деньги

Возможности

Ваш лучший помощник

Обновления

Всегда свежий M.E.Doc

Нравится ли Вам ПО M.E.Doc?

Полезные ссылки